Влияние на личность оценок других

Вопрос, какое влияние дают на личность, её развитие и формирование, оценки окружающих ее людей, социума, этические нормы, культурные традиции в психологии активно обсуждался уже не одно десятилетие. В гуманистической психологии данный вопрос рассматривался в научных работах К. Роджерса, В. Франкла, А. Маслоу, в отечественной науке Л.С. Выготский в свое время занимался изучением мотивационной и эмоциональной сферы социализации.

По мнению Маслоу, «Каждый индивидуум (за исключениями, которые связаны с патологией психики) постоянно нуждается в личном признании, в постоянной устойчивой, и, высокой оценке своих достоинств. Удовлетворение данной потребности в уважении, оценке порождает у человека чувство собственной значимости, чувство уверенности в своей личности, адекватности, силы, чувство, что он необходим и полезен в этом мире. А вот неудовлетворённая потребность, наоборот, вызывает у него индивидуума чувство слабости, беспомощности, униженности, которые служат в свою очередь почвой для сильного уныния, запускают всевозможные компенсаторные механизмы». Данную потребность «в личном признании» психолог считает необходимой, базовой для существования каждого человека, для его нормального развития. И действительно подтверждение этому найти можно в повседневной жизни любой семьи: радостный студент, который сдал сложный экзамен «на пять», спешит об этом скорее сообщить своим друзьям и близким, и удовлетворение от результата похвалой этих людей многократно усиливается. А если эти люди, в силу внутренних качеств или каких-нибудь причин, не реагируют хорошей оценкой, общая удовлетворённость его снижается. Во всей истории и развитии психологии взаимоотношения людей строились именно на потребности в оценке каждой личности, так как без признания ни один индивидуум не будет стремиться к большему.

В нашей культуре издавна присутствует в отношениях «Принцип кнута и пряника». Данный принцип, довольно активно используется каждым поколением людей уже много десятилетий, особенно при воспитании маленьких детей: подарок и похвала — выступают в качестве подкрепления (пряника), и наказание, запреты, брань – в качестве (кнута) негативного подкрепления при неудаче. Ребёнок к таким реакциям взрослого привыкает, они в его психике прочно закрепляются, и в похожих ситуациях каждый раз он ждёт схожего поведения от взрослого. Также взрослые (педагоги, родители) внушают ребёнку основные этические нормы, культурные традиции, правила хорошего поведения, правила освоения и получения новых знаний и умений – создают некие рамки, в которых должен жить хорошо воспитанный человек, в данном месте, времени и культуре. У ребёнка в связи с этим возникают проблемы, к примеру, такого характера: «В школе учат умножение, он решает задачу, но использует сложение, и получает верный ответ. Учитель ставит плохую оценку, за то, что он не освоил способ умножения. У ребенка снижается мотивация.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: